Подробная фото история о моем путешествии в Сигирию, Шри-Ланка.
Часть 2.
Часть 2.
Это продолжение рассказа
3. Отвесная скала и тропа вдоль нее, огражденная от пропасти "Зеркальной Стеной" – нижняя половина скалы Сигирия, 3-й уровень. Крутая лестница из кирпича со знакомыми нам старинными беломраморными ступенями привела нас к отвесной скале, собственно самой Сигирии, и началось восхождение.
Наблюдение: лестница, по которой осуществлялся подъем на скалу на протяжении 3-го уровня – "родная", каменная, вымощенная уже знакомыми нам беломраморными плитами, со стеной более 2-х метров высотой, ограждающей путь от пропасти.
Наблюдение: лестница, по которой осуществлялся подъем на скалу на протяжении 3-го уровня – "родная", каменная, вымощенная уже знакомыми нам беломраморными плитами, со стеной более 2-х метров высотой, ограждающей путь от пропасти.
Стена ограждения, несмотря на прошедшие тысячелетия, выглядит идеально, как будто только после ремонта – фактура поверхности, цвет, равномерность окраски. Многочисленные, но едва заметные древние царапинки-письмена типа "здесь был Касапа" не в счет.
Часть стены, называемая зеркальной стеной, изготовлена из полированного фарфора (?!?), идеально гладкая, идеально вертикальная (видно по висящим везде отвесам с грузиками - на фото видны как вертикальные светлые линии), но в проекции сверху имеет волнистую форму. Начиная с 8-го века н.э. посетители царапали на ней лирические стихи, которые можно читать и сейчас… Амплитуда волны (впадина, кривизна волнистой стены) такая, что в нее прячется человек и из дальнего конца "коридора" его не видно, а стена визуально выглядит ровной, что с успехом продемонстрировал нам охранник. Кстати, охрана вооружена и везде висят таблички, что за повреждение памятников - уголовное наказание вплоть до смертной казни.
Кстати, о фарфоре и керамике вообще. В настоящий момент я работаю на предприятии, которое производит керамическую плитку. Мы обжигаем ее в газовой печи при температуре 1200 градусов Цельсия, и малейшее нарушение режима обжига (температуры, скорости) ведет к появлению дефектов на поверхности керамики.
Я просто не могу представить, как можно было обжечь стену длиной в сотни метров? Какой должна быть печь для этого? Это сворачивает мозги, современные технологии вряд ли позволили бы выполнить такую работу.
Я просто не могу представить, как можно было обжечь стену длиной в сотни метров? Какой должна быть печь для этого? Это сворачивает мозги, современные технологии вряд ли позволили бы выполнить такую работу.
Вид, открывающийся с зеркальной стены - панорамное фото. |
Не менее шокирующая часть 3-го уровня – фрески на нижней части "козырька" скальной породы, нависающие на высоте около двадцати пяти метров над лестницей. Взбирались туда по винтовой металлической лестнице.
Оштукатуренный гранит, на нем фрески, висящие в пустоте над обрывом, на высоте более 50 метров – для кого, зачем? С земли в бинокль рассматривать? Лестниц там не было, никаких следов на камне. Когда-то было около 500 фресок, уцелело лишь несколько.
Удивительно яркие краски, не потускневшие за полторы тысячи лет, великолепная, ни на что не похожая техника живописи. По крайней мере, аналогов (чего либо подобного по технике исполнения) я не видел ни в какой другой культуре цивилизаций того времени, до или даже после. Прекрасные девушки с обнаженной грудью, старательно прорисованные черты лиц, мимика, головные уборы, украшения, цветы.
Впечатление – я видел девушек, представляющих разные этносы: ланкиек, индусок, китаянку, африканку и даже, как мне показалось, славянку. Судите сами.
Удивительно яркие краски, не потускневшие за полторы тысячи лет, великолепная, ни на что не похожая техника живописи. По крайней мере, аналогов (чего либо подобного по технике исполнения) я не видел ни в какой другой культуре цивилизаций того времени, до или даже после. Прекрасные девушки с обнаженной грудью, старательно прорисованные черты лиц, мимика, головные уборы, украшения, цветы.
Впечатление – я видел девушек, представляющих разные этносы: ланкиек, индусок, китаянку, африканку и даже, как мне показалось, славянку. Судите сами.
По лестнице движемся дальше и идем мимо промежуточной площадки, на которой нет ничего особенного, если бы не огромный камень, установленный на дальнем склоне.
Гранитный камень продолговатой формы (плоское дно и выпуклая верхушка-полусфера), метров пятнадцати в диаметре (по плоскости дна), установлен на многочисленных тонких каменных подпорках. Считаем грубо вес камня. Объем шара с радиусом 7,5 м =4/3*πr^3≈1766 м^3; Так как у нас полусфера, делим на 2 = 883 м^3 умножаем на 2600 кг/м^3 (плотность гранита) и получаем массу камешка (та-рам!) = 2 295 тонн!
На фотографии видно, что камень весом около 2300 тонн был именно установлен на это место и не может иметь природное происхождение.
Так, для установки тонких камней-подпорок в нижней скале были вырезаны специальные глубокие пазы. Причем они были изготовлены и "подпорки" были смонтированы с учетом неровностей поверхности камня, плотно прилегая к его нижней плоскости.
На установленные в пазы тонкие каменные подпорки был уложен сверху собственно наш большой камень, где и пролежал успешно тысячи лет, несмотря на сейсмическую активность - многочисленные землетрясения, имевшие место за все эти годы.
Камень лежит с наклоном по отношению к линии горизонта, под углом 25-27 градусов. На камне и на скале под ним есть отверстия квадратного сечения небольшой глубины. Следует справедливо заметить, что у строителей с термехом и сопроматом все было в порядке.
Итак, масса камня около 2 300 тонн, угол наклона плоскости, на которой лежит камень - около 25 градусов. И он, гад, не падает! Гид высказал мысль, что камешек установлен здесь с оборонительной целью. Якобы когда наступает враг, подпорки сбивают и камень сползает на головы нападающих. У меня по этому поводу сразу возникает два вопроса - как часто его сталкивали на головы врагов и как его туда затащили?
Впечатление: на сегодняшний день установить этот камень было бы невозможно, так как невозможно затащить туда кран, который бы смог поднять такой груз. А если бы собирать (а потом разбирать) кран на месте, специально для установки этого камня, такое занятие было бы полной идиотией, так как затраченные на это силы и средства не идут ни в какое сравнение с полученным результатом.
Напрашивается мысль о том, что поднимать такие грузы для строителей Сигирии было не особо затруднительно, как и для строителей храма в Баальбеке или Мачу Пикчу, например.
Предположение: Этот камень имеет смысл, как датчик сейсмических колебаний. Установленный на относительно подвижных опорах, за счет своей огромной массы и, соответственно, инерционности, он может реагировать даже на незначительную сейсмическую активность.
Для справки: На сегодняшний день LR13000 (на картинке внизу) — самый большой кран в мире, который в состоянии самостоятельно передвигаться. Его грузоподъемность составляет 3000 тонн. Такой груз эта машина может поднять на высоту до 12 метров.
Основным предназначением этой большой машины являются работы по строительству химических и нефтяных заводов. Кран поднимает и устанавливает химические реакторы и перегонные колонны, весом до 1500 тонн. Также такие краны применяются при строительстве ядерных объектов, когда также необходимо поднять и установить большие блоки.
Огромные гранитные камни, торчащие из склона (указаны красными стрелками)
явно искусственного происхождения. Это видно по обработке их передних частей,
которые срезаны под одинаковыми углами.
Несомненно, они являются частью более древней стены.
явно искусственного происхождения. Это видно по обработке их передних частей,
которые срезаны под одинаковыми углами.
Несомненно, они являются частью более древней стены.
4. «Львиные врата» и подъем с середины на верхушку скалы Сигирия - Четвертый уровень.
После «камешка» лестница выводит нас на широкую площадку, оформление которой и дало название скале (сингх – в переводе означает лев).
Лестница, начинающаяся между огромных, высеченных из гранита лап, ведет наверх, на самую верхушку скалы. Говорят, ранее у «льва» была голова, и путь наверх лежал через пасть. Но потом голова якобы «отвалилась» и непонятно куда подевалась.
Современная стальная лестница проложена, по-видимому, в том же месте, где проходила древняя. Это видно по выемкам на поверхности скалы, глубоким бороздам, отверстиям и другим следам обработки скальной породы.
Впечатление: лапы вроде бы как не совсем львиные, на кошачьи не похожи совершенно. Три пальца, четвертый палец рудиментарный. Очень высокий, не характерный для пород кошачьих подъем стопы, огромные когти. Скорее напоминают лапы рептилии. Порывшись на форумах, посвященных исследованиям Сигирии, и в частности принадлежности лап, нашел устойчивое мнение, что уж больно похоже на лапы динозавра. Троодонта, например, хотя по этому поводу можно спорить бесконечно.
Как альтернатива, напрашивается мысль, что такие лапки могли принадлежать Иштар, она же Инанна, богиня древних Шумеров.
Рельефное изображение Королевы Ночи
(времен древнейшего Вавилонского периода),
представляющее один из аспектов богини Иштар.
Опять же, где голова? Если бы она отвалилась/развалилась, были бы обломки, глыбы и развалины. Ничего нет. Куда девали? Может быть, голова целиком укатилась вниз, в обрыв напротив лап? Может быть, я ходил туда, заглядывал с обрыва вниз, в джунгли. Из деревьев торчит край какого-то огромного камня, но ничего не понятно и ни на что не похоже. Кроме того, если бы многотысячетонная голова отвалилась и катилась вниз, то она сокрушила бы и смела всё на своем пути, все эти кирпичи и террасы, площадку и грунт на ней, оставив весьма заметный след.
Напрашивается мысль о том, что кирпичи, формирующие террасу перед лапами, были уложены значительно позже того, как отвалилась голова (впрочем, как и везде).
Не покидает устойчивое чувство того, что полторы тысячи лет назад подданные Касапы просто обложили кирпичами постройки, которые существовали задолго до этого и были заброшены уже давным-давно…
5. Ступенчатая пирамида на вершине Сигирии, сады, бассейны и странные собаки-хранители – пятый, верхний уровень.
Когда взобрались на самую вершину, мнение о том, что здесь никогда не было никаких дворцов, стало еще сильнее. Ступенчатая пирамида с множеством террас и лестниц. Шикарный бассейн. Несколько бассейнов поменьше. Как я уже говорил, размеры верхней площадки - 17 м на 11 м (площадь 187 м2), дорожки по периметру площадки выложены древними плитами из белого мрамора, и один-единственный торчащий из площадки мраморный камень, как швартовочный узел. Ступеньки на плоскую вершину ведут с двух сторон, противоположных лестнице (входу на вершину скалы) и нижнему каскаду садов 1 уровня (чтобы в бинокль не подсматривали, кто с небес на землю спускается, и наоборот).
Удивили спящие на вершине собаки. Их было две, как инь и янь. Они там именно были, хотя совершенно непонятно, зачем. Они не клянчили еду, ни к кому не приставали и не реагировали на людей. С точки зрения логики, даже собачьей – делать им там было совершенно нечего, охотиться не на кого. Вся еда внизу, в кафешках. Но они сознательно выперлись на самую вершину и либо спали, либо неспешно бродили по ней. Менялись, как в карауле – позже мы встретили на лестнице собаку, самостоятельно идущую наверх с таким видом, как будто она точно знает, куда и зачем идет. А другая шла вниз. Наверное, служба такая. Чего-то охраняют.
Лестницы, террасы, ступенчатые уступы из кирпича. Ширина мраморных ступеней – как половина длины моей стопы (у меня честный 45-й размер). Места для «дворцовых» помещений нет. Еще один вырезанный из гранитной скалы «трон».
Впечатление: это не трон, а садовая скамейка, чтобы сидя на ней, любоваться пейзажем. Почему? Перед «троном» вообще нет площадки, на которой мог бы кто-то преклонять колени или получать ценные указания. Обрыв, несколько уступов и мраморная лестница в метр шириной, как раз чтобы идти в одиночку.
Трон, который хочется использовать как диван-кровать. Тот же дизайн, та же высококлассная, идеальная обработка гранита. Горизонтальные полосы над спинкой трона можно считать следами проходов режущего инструмента. А может, просто структура камня такая.
И парочка панорамных фото, позволяющих судить о том, как выглядит верхушка Сигирии целиком:
А вот как выглядят пирамидальные уступы:
Хочется отдельно остановиться на уникальном, целиком вырезанном в гранитной скале большом бассейне. С двух сторон идущих вниз склонов скалы, бассейн огорожен кирпичной стеной высотой более двух метров.
Панорамное фото уникального гранитного бассейна, целиком
вырезанного в скальной породе на вершине Сигирии
А теперь немного арифметики, чтобы представить себе грандиозность работ и трудозатраты при строительстве бассейна.
Бассейн имеет такие размеры: длина – 27,7 м; ширина – 20,72 м; Высота гранита над водой с угла, ближайшего к вершине пирамиды – не менее 3 м, противоположного по диагонали – 0 м, поэтому для расчетов принимаем среднее значение – 1,5 м.
Глубина бассейна – около 2 м, точнее померить не мог, поэтому принял это значение.
Итак, объем вынутого при строительстве бассейна гранита = 27,7 х 20,72 х 3,5 = 2 009 м3.
Плотность гранита = 2 600 кг/м3.
Итого, масса вырезанного при строительстве бассейна гранита = 2 009 х 2 600 = 5 223,4 тонн.
Итого, масса вырезанного при строительстве бассейна гранита = 2 009 х 2 600 = 5 223,4 тонн.
Видео бассейна, вид сверху:
Ссылка на видео с Youtube большого бассейна, целиком вырезанного в граните на вершине скалы Сигирии (Шри-Ланка), вид сверху
И в том, и в другом варианте на поверхности гранита остаются характерные следы, которых в данном случае я не заметил вообще. Вариант с дисковой пилой тоже не подходит, так как на вид поверхность гранита как бы «умеренно природная».
Кроме того, дренажная система работает до сих пор. Шли дожди, бассейн был полон, но не переполнен.
Интересное наблюдение 2: Обратите внимание на места, указанные стрелками:
В дальнем конце бассейна (в направлении центра пирамиды) есть лестница, вырубленная в гранитной скале и ведущая из воды на вырубленную в той же скале маленькую площадку, из которой нет выхода.
Вторая такая ступенчатая лестница ведет вправо (вдоль меньшей стороны бассейна) на такую же, не имеющую выхода площадку, расположенную точно на том же уровне. Внимательно присмотревшись, видно, что пол этих площадок находится точно на одном уровне с верхним краем забора, ограждающего бассейн.
Напрашивается единственно логичное объяснение – эти ступеньки с площадками были предназначены исключительно для того, чтобы купаясь в бассейне, при необходимости можно было очень быстро подняться на уровень выше забора и посмотреть – а что ж там снаружи делается и пора ли кричать «караул»? Другого объяснения я не вижу.
А куда смотреть в том направлении? Вниз? Эка невидаль… внизу – джунгли. Во все стороны. Интересно другое – что сектор обзора (более 110⁰) с этих площадок позволяет видеть небо над горизонтом от востока - над древним городом Поллонарува (28 км по прямой, интересен древними памятниками с мегалитической кладкой, обработка блоков по принципу всех мегалитов, то есть прирезка гранита по месту, как ножом по маслу), до юга – в направлении на Пик Адама (гора Шри Пада, 130 км по прямой).
И немного мистики.
Говоря о Пике Адама, ощущается мощная, устойчивая связь этого сакрального места с Сердцем Шри-Ланки – Сигирией.
Так, это загадочное место стало объектом поклонения всех представленных здесь четырех религий: индуизма, буддизма, ислама и христианства. С некоторым преувеличением можно назвать его одним из самых почитаемых мест в мире. На выдающейся скале на вершине этой горы есть «отпечаток ноги, священный след».
Индуисты верят, что этот след оставил танцующий верховный бог Шива при сотворении мира и называют гору Шриван Адипатам ("космический танец Шивы").
Буддисты считают его следом Будды Гаутамы, против чего особенно не выступают и индуисты, считая Будду воплощением (аватаром) бога Вишну.
В исламе считается, что именно в этом месте Адам ступил на землю после изгнания из Эдема. А мусульмане весьма чтут Адама, считая его представителем Бога на Земле, первым его пророком и настоящим создателем священного камня Каабы в Мекке.
Интересная деталь: именно на этой горе собираются ежегодно тысячи и тысячи бабочек в последние часы своей жизни, чтобы там умереть. Говорят, очень красивое зрелище.
Подводя итоги, можно признать, что посещение Сигирии вызвало у меня ощущение того, что ее волшебные сады с равной степенью вероятности могли бы оказаться как Райскими Садами Эдема, из которых в свое время и был изгнан Адам, так и древней рекреационной зоной, курортом, неприступным и безопасным, куда могли бы спускаться с небес боги древних Шумеров, паркуя свои воздушные колесницы-виманы на верхней площадке пирамиды. А может быть, и тем, и другим вместе.
Логически, все увиденное мною в Сигирии можно классифицировать на три основные группы по времени создания:
1. Древнейшие артефакты: все резные каменные объекты (троны, бассейны, площадки залов для приемов, "львиные" лапы, тысячетонный камень на тонких подпорках и т.п.), целиком вырезанные в граните с применением удивительных, необъяснимых и недоступных нам технологий. Могут быть датированы периодом до Потопа, а именно 12 000 лет назад и старше.
Известные нам аналоги такие: древнейшая (фундаментная) полигональная кладка из многотонных блоков Мачу-Пикчу (необъяснима с точки зрения современных технологий обработки камня), а также основания храма в Баальбеке, Ливан и храма Соломона, Иерусалим (каменные мегалитические блоки столь огромных размеров и веса, что делает невозможным их транспортировку и укладку даже с применением современных технологий).
Явные следы богов, или других существ (неважно, как мы их назовем), чьи возможности значительно превосходили достижения современной цивилизации.
2. Артефакты периода древнейших цивилизаций Шумера (Ирак) и ариев (Индийский субконтинент), около 6 000 – 4 000 лет назад. Это Водные Сады, ландшафтный дизайн и террасы, фонтаны, мраморные плиты и лестницы, Зеркальная Стена (шумерам была известна керамика), фрески (?) и все то, что могло быть создано людьми с использованием остатков технологий и инструментов, оставшихся от "богов" или иной могучей цивилизации. Построены с применением технологий, доступных, например, шумерам.
Аналоги: верхние части описанных выше объектов в Баальбеке и Иерусалиме и т.п.
3. Артефакты нашей эры: около 1 500 лет назад. Это все, что король Касапа мог построить силами своих подданных с применением доступных ему ресурсов, а именно красного кирпича и древесины, на остатках уже имеющегося комплекса, покинутого и заброшенного тысячелетия назад.
Логически, все увиденное мною в Сигирии можно классифицировать на три основные группы по времени создания:
1. Древнейшие артефакты: все резные каменные объекты (троны, бассейны, площадки залов для приемов, "львиные" лапы, тысячетонный камень на тонких подпорках и т.п.), целиком вырезанные в граните с применением удивительных, необъяснимых и недоступных нам технологий. Могут быть датированы периодом до Потопа, а именно 12 000 лет назад и старше.
Известные нам аналоги такие: древнейшая (фундаментная) полигональная кладка из многотонных блоков Мачу-Пикчу (необъяснима с точки зрения современных технологий обработки камня), а также основания храма в Баальбеке, Ливан и храма Соломона, Иерусалим (каменные мегалитические блоки столь огромных размеров и веса, что делает невозможным их транспортировку и укладку даже с применением современных технологий).
Явные следы богов, или других существ (неважно, как мы их назовем), чьи возможности значительно превосходили достижения современной цивилизации.
2. Артефакты периода древнейших цивилизаций Шумера (Ирак) и ариев (Индийский субконтинент), около 6 000 – 4 000 лет назад. Это Водные Сады, ландшафтный дизайн и террасы, фонтаны, мраморные плиты и лестницы, Зеркальная Стена (шумерам была известна керамика), фрески (?) и все то, что могло быть создано людьми с использованием остатков технологий и инструментов, оставшихся от "богов" или иной могучей цивилизации. Построены с применением технологий, доступных, например, шумерам.
Аналоги: верхние части описанных выше объектов в Баальбеке и Иерусалиме и т.п.
3. Артефакты нашей эры: около 1 500 лет назад. Это все, что король Касапа мог построить силами своих подданных с применением доступных ему ресурсов, а именно красного кирпича и древесины, на остатках уже имеющегося комплекса, покинутого и заброшенного тысячелетия назад.
Версия со строительством дворца Касапы силами рабов за короткий, в несколько лет срок выглядит не менее сказочно ввиду огромного объема работ, применения необъяснимых, недоступных человеку технологий и просто отсутствия здравого смысла в строительстве такого грандиозного парка развлечений, который просто не мог строиться с целью быть дворцом, с точки зрения элементарных принципов архитектуры и строительства.
То, что Касапа мог использовать уже имеющийся комплекс, как свой дворец, вполне логично – почему бы и нет, он был беглецом, и у него могло не быть иного выбора (более шикарного места). Но вряд ли он имел там царский комфорт, будучи вынужденным регулярно карабкаться на огромную высоту и проживая в деревянных времянках на террасах ступенчатой пирамиды величественной Сигирии.
Продолжение:
Часть 3. Сигирия: Сады Эдема или объект космической связи, ПВО, противоракетной обороны либо радиоразведки древних?
Часть 4. Что объединяет древние цивилизации Индийского субконтинента с Египтом, Атлантидой и Мезоамерикой? Михинтале, Сигирия, Япахува - загадочный треугольник сакральных объектов, память о которых прошла через тысячелетия. Масонские символы добуддистской эпохи.
Часть 3. Сигирия: Сады Эдема или объект космической связи, ПВО, противоракетной обороны либо радиоразведки древних?
Часть 4. Что объединяет древние цивилизации Индийского субконтинента с Египтом, Атлантидой и Мезоамерикой? Михинтале, Сигирия, Япахува - загадочный треугольник сакральных объектов, память о которых прошла через тысячелетия. Масонские символы добуддистской эпохи.
А скамеечка вам явно великовата, хотя, как я поняла на рост вы не жалуетесь. Значит цари на троне восседали эдак метра 2,5. А вот ступени из старого мрамора уже пигмеи перекладывали.
ОтветитьУдалитьВы не обращали внимания? На древних рисунках вполне себе обычно соседствуют великаны и пигмеи? Очень часто. Даже на фресках Помпеи.
У меня ассоциации - как будто дети в майнкрафт играли. Все кривое, косое и бессмысленное. Очевидно, что манипулирование камнем необъяснимым образом не составляло никакого труда, но качество исполнения и продуманность на уровне не слишком сообразительных школьников.
ОтветитьУдалитьБлагоДарю за чудесное путешествие. Аж дух захватывает от увиденного. Хочется самой прикоснуться к этим артефактам.
ОтветитьУдалитьВеликолепные фотографии. Одни из лучших в интернетпространстве. Спасибо.
ОтветитьУдалить