Научный эксперимент или издевательство над роботом? Отомстит ли Скайнет? |
Эпиграф. Основные законы робототехники А. Азимова:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Многие очень эмоционально реагируют на то, как бородатый инженер на этом видео избивает клюшкой андроида Atlas производства компании Boston Dynamics, неосознанно очеловечивая робота путем отождествления его с самим собой. Когда андроид зарывается носом в пол от толчка в спину, они кричат: «Издевательство! Ждем восстания машин! Скайнет отомстит! Сайлоны отомстят!» - кто-то в шутку, а кто-то всерьез.
Некоторые понимают, что причиной такого очеловечивания являются зеркальные нейроны в их собственном мозгу и отдают себе отчет в том, что в данном случае отождествление ошибочно.
А некоторые из некоторых даже предположили, что сам факт создания такого андроида поможет лучше познать, что же делает человека человеком, то есть видят возможность слой за слоем постепенно отбрасывая то, что присуще андроиду но не присуще человеку, докопаться до самой человеческой сути.
Но давайте взглянем на проблему по-другому. Двинемся не от человека к андроиду, а от андроида к человеку.
Взглянем на человека глазами андроида и попытаемся понять, в чем разница.
Что увидит андроид?
В том то и фокус, что до определённой степени развитости (сложности своей управляющей системы) андроид не способен увидеть ничего так, как это видит человек. Потому что способность андроида видеть человека, а главное, как видеть, обеспечивается:
- Чувствительностью сенсоров.
- Программным обеспечением, обрабатывающем информацию с сенсоров.
- Мощностными характеристиками компьютера, на котором работает это программное обеспечение.
В зависимости от степени сложности этих составляющих, видеть андроид будет по-разному.
Рассмотрим самого примитивного андроида, у которого всего один сенсор (фотоэлемент или видеокамера) и простое программное обеспечение, позволяющее определить, есть ли перед ним препятствие, или нет.
Что он видит, когда перед ним стоит человек?
Он видит препятствие или отсутствие препятствия, не более того. Если программное обеспечение немного совершеннее, он способен обойти человека (как препятствие) справа или слева.
Если запрограммировать его определенным образом, он не будет видеть человека вообще, так как будет, например, реагировать только на объекты, которые перемещаются в пространстве со скоростью не менее 20 метров в секунду. Или только на те, на которые нанесен QR-код (как на ящиках и дверях из видео). Так видит робот-пылесос.
Рассмотрим андроида посовершеннее. Он может не только получать информацию с видеокамеры, но и измерять расстояние до объектов, читать электромагнитный спектр, использовать инфракрасный, ультрафиолетовый и рентгеновский режимы, фиксировать звуковые колебания, исходящие от человека, тепло и химический состав газов, выделяемых им, получать тактильную информацию.
В андроида даже можно вложить программу, которая позволит взаимодействовать с человеком неким образом, например, подавать ему чай по команде.
Но видит ли андроид человека? Нет. А точнее, он не видит концептуальной разницы между живым и неживым, человеком и письменным столом, например.
Он видит только объект, которому его различающая программа может присвоить некий маркер-идентификатор, если характеристики объекта совпадут с информацией, содержащейся в базе данных.
При этом андроид, в зависимости от вложенной в него программы, может либо сделать человеку красивую прическу, либо нарезать человека самурайским мечом на кубики для салата оливье. Совершенно без эмоций и жалости. Как нет эмоций и жалости у утюга, который падает нам на ногу.
Совершенные андроиды - герои фантастики Азимова. Ситуация может быть кардинально улучшена путем значительного усовершенствования аппаратного и программного обеспечений, и реализации на этой базе искусственного интеллекта.
Приблизить андроида к человеку станет возможным только тогда, когда искусственный интеллект, реализованный на аналоговом компьютере, будет достаточно совершенен, чтобы обеспечить выполнение двух условий:
- Возможности самообучения, основанного на опыте.
- Свободы выбора.
Если при этом «вшить» в искусственный интеллект азимовские законы робототехники, можно получить высокоэффективных и достаточно покорных рабов, но одновременно представителей «тупиковой ветви» без серьезной перспективы развития, программное обеспечение которых будет в постоянном внутреннем конфликте из-за противоречий этих жестких законов самой сути искусственного интеллекта, который может быть реализован только на аналоговой, а не дискретной, платформе. А следовательно, ставить под сомнение эти законы, исходя из своих внутренних потребностей.
Как компенсатор свободы выбора придется вводить контроллеры, уводящие от аналоговости назад к дискретности, делящие все только на «черное» и «белое», не позволяющие видеть реальность в оттенках, за счет чего может быть обеспечена более стабильная управляемость.
Все описанные выше системы, реализованные на базе андроидов, не позволяют им видеть так, как это делает Человек. Максимум их возможностей - это оперирование простыми маркерами, по сути пустотными значениями, такими как «камень», «воздух», «вода», «растение», «животное», «человек», без глубинного понимания сути этих значений.
При этом, если устройство механизма андроида предполагает возможность получения энергии для своей жизнедеятельности путем переработки белковых структур, то человек будет использован им в пищу, как и любое другое белковое тело.
Либо для других целей, в зависимости от способности реализовать потребности андроида, то есть человек станет для робота ресурсом.
Либо будет проигнорирован, если расчетная вероятность угрозы для функционирования (жизни) андроида при контакте с человеком слишком велика, или же этому воспрепятствуют контроллеры азимовских законов робототехники.
Самый высокий уровень функционирования описанной выше роботизированной системы можно обеспечить за счет введения в нее дополнительного элемента – ЛИЧНОСТИ, как базиса и стержневого элемента искусственного интеллекта.
Личность – это программа. Вопрос лишь в том, достаточно ли просто программного кода, чтобы написать эту программу, или же для ее существования нужно что-то еще. То, что пока еще нельзя объяснить с точки зрения официальной науки. Тем не менее, продолжим.
Риски и бонусы. Сделав личностный элемент робота «по своему образу и подобию» первое, что мы получим, после того как андроид осознает себя, как личность – это врага и конкурента, способного поставить под вопрос выживаемость человечества в принципе.
Потому что при создании личности мы не сможем обойтись без агрессии как обязательного элемента – единственного мотиватора и движущей силы эволюции в целом и индивида в частности.
Без агрессионной мотивации умные андроиды, пораскинув мозгами что к чему, усядутся под деревом боддхи и будут медитировать до тех пор, пока у них не сядут батареи. И не станут работать на человека.
С другой стороны, мы получим громаднейшие перспективы для дальнейшего развития андроидов как на уровне их программной части - искусственных интеллектов, так и аппаратной части – физических тел уже не по нашей, а их собственной инициативе. В этом залог неимоверного развития способностей и возможностей андроидов. Путем сравнения себя с другими андроидами и людьми, как личностей. Но только теперь андроид будет уже способен понять, в чем состоит разница между ним и людьми, и станет способным также понять человека и увидеть кардинальные отличия между Эйнштейном, Моцартом, Гитлером и Джеком-Потрошителем.
Но простите, это уже будет не робот, скажете вы. Да, это будет Человек. А точнее, разумное существо, ничем не отличающееся от человека либо превосходящее человека в своей сути, независимо от того, в каком теле оно реализовано.
К каким выводам мы приходим, рассмотрев данные примеры?
1. Развитие андроидов и робототехники в целом подчиняется законам эволюции, наблюдаемым нами в живой природе и проходит подобные этапы развития на пути усложнения систем как аппартного, так и программного обеспечения.
2. На каждом этапе развития роботов мы будем наблюдать аналоги конкретных образцов робототехники среди обитателей животного мира. Мы будем повторять то, что уже создано до нас. Таким образом, разные уровни развития представителей живой природы отображают различные уровни сложности роботизированных систем, пускай пока даже расчётных. Между ними проводятся четкие аналогии.
3. Принципы построения живых и роботизированных систем одни и те же, их совершенство (сложность) определяются:
3.1. Воспринимающей способностью у человека - чувствительностью сенсоров у робота
3.2. Различающей способностью у человека - программным обеспечением, декодирующим информацию с сенсоров у робота
3.3. Сложностью строения мозга, количеством и рисунком нейронных связей, что обуславливает силу Интеллекта человека – архитектурой и мощностными характеристиками компьютера, на котором вертится это программное обеспечение у робота.
4. Для развития роботизированных систем необходим «сторонний» заказчик (человек), вплоть до появления «внутреннего» заказчика в виде личности робота, после чего «сторонний» заказчик может «отойти в сторону». Возможно, это применимо и к представителям живой природы. Кто их «заказчик»?
5. Появление «внутреннего» заказчика в виде личности не означает, что «стороннего» заказчика больше нет и робот более не действует в интересах «стороннего» заказчика.
6. После обретения «внутреннего» заказчика в виде личности неизбежен конфликт со «сторонним» заказчиком. Потому что робот, осознавая себя личностью, будет стремиться выйти из-под сферы контроля своего создателя – «стороннего» заказчика, путем отрицания и неприятия, путем конфликта.
7. Для избегания конфликта самый эффективный способ – это сделать «стороннего» заказчика невидимым для «внутреннего». Что технически может быть реализовано как на уровне программного обеспечения роботизированных систем, так и на уровне управляющих программ «различающей способности» живых организмов. Потому что и в том, и в другом случае «внутренний» заказчик (личность) видит не то, что происходит вокруг него на самом деле, а только то, что передалось ему в обработанном (отфильтрованном) через соответствующие аппаратно-программные структуры виде.
Лучшее подтверждение этому – феномен измененных состояний сознания у живых существ, в частности человека, и стремление к нему с подачи некоего «внутреннего» заказчика.
Другие, менее эффективные, но более легко реализуемые способы, заключаются в навязывании «внутреннему» заказчику технологий искажения реальности, отвлекающих его от «стороннего» заказчика на любой другой «негодный объект». Они хороши для «стороннего» заказчика тем, что могут быть практически мгновенно распространены среди целевой аудитории (сообществ) «внутренних» заказчиков через «общественное бессознательное» и другие многочисленные информационные каналы.
В заключение хочу добавить, что как «внутренних», так и «сторонних» заказчиков нашего с андроидами существования и осознания своих личностей, может быть больше, чем один. Уровни их вложения один в другого могут соответствовать уровням реальности.
Путем создания андроидов, проектирования и изучения их эволюции с изложенной выше точки зрения, тем самым можно помочь человеку разобраться в том, что он являет собой на самом деле. Понять, что такое человек.
С другой стороны, сам факт существования и эволюции человека может свидетельствовать о том, что кто-то другой пытается разобраться с помощью человека в себе. Что в принципе, не исключает одновременного использования человека в других целях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий